Нормативно-правовое обеспечение

Профилактическая работа ОУ осуществлялась под руководством администрации школы во взаимодействии с органами профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на основе следующих нормативных документов:

Федеральное законодательство

  1. ФЗ № 124 от 24.07.1998  «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  2. ФЗ от 24.06.1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  3. ФЗ от 25.07.2002 № 114 « О противодействии экстремистской деятельности»;
  4. «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-№-273 от 29.12.2012
  5. Федеральный закон "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" от 23.06.2016 N 182-ФЗ
  6. Распоряжение Правительства РФ от 22.03.2017 N 520-р "Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года" (вместе с "Планом мероприятий на 2017 - 2020 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года")
  7. Инструкция по межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики и предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
  8. Распоряжение Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 18.01.2016 г. № 2-р «Об утверждении порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Санкт-Петербурга при организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении»
  9. Примерный порядок межведомственного взаимодействия по вопросам выявления, предупреждения и устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних
  10. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений есовершеннолетних Санкт-Петербурга при организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении

Региональное законодательство

  1. Закон Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»
  2. Постановление. от 22 апреля 2019 года N 228. О некоторых мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге"

 Федеральным законом № 273-ФЗ комплексно регулируются вопросы правовых отношений в сфере образования в РФ. В частности, данный закон регулирует статус участников образовательного процесса, и, в том числе, обучающихся в образовательных организациях и иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. В сравнении с ранее действовавшим законодательством об образовании, новый федеральный закон можно охарактеризовать как более системно и детально регулирующий вопросы статуса обучающихся.Систематизируются, в том числе, и вопросы дисциплинарной ответственности обучающихся за допущенные нарушения.

Содержание и формы работы по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних отражены в годовом плане ОУ, в планах работы заместителя директора по ВР, социального педагога школы, педагога- организатора, классных руководителей.

Школьный психолог

Болтрукевич Елена Викторовна Педагог-психолог
Тел.: 8 (812) 417-31-86
E-Mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Образование: высшее, ФГАОУ ВО "Северо-восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова", специальность «психолого-педагогическое образование» 
Круг вопросов: Консультации по оказанию психологической помощи различным категориям учащихся по результатам психолого-педагогических диагностик, диагностирование и консультация по вопросам профориентации
Сведения о повышении квалификации:
Оказание экстренной психологической помощи и поддержки при кризисных о острых стрессовых реакциях
Метаморфические ассоциативные карты в психолого-педагогическом сопровождении детей и подростков
Методы использования метафорических ассоциативных карт в семейном консультировании психотерапии
Организация деятельности педагога-психолога в системе общего образования: психолого-педагогическое сопровождение и межведомственнное взаимодействие.
Психология мотивации учения

Материалы для родителей

Методические материалы

ПомощьРядом.рф

Сайт «Помощьрядом.рф» создан Межрегиональной общественной организацией поддержки семьи, материнства, отцовства и детства «Врачи детям» с целью оказания кризисной психологической помощи подросткам и повышения их психологической грамотности.

На сайте размещены информационные материалы для подростков, подготовленные специалистами организации «Врачи детям»: психологами, педагогами. Также на сайте подростки 12-18 лет могут получить бесплатную кризисную психологическую помощь в формате онлайн-чата.

Социально-психологическое тестирование

Ежегодно проводится всероссийское тестирование социально значимых характеристик личности современных школьников и студентов. Тестированию подлежат обучающиеся всех без исключения общеобразовательных организаций
и профессиональных образовательных организаций, а также образовательных организаций высшего образования. Результаты тестирования позволяют определять
как наиболее сильные и ресурсные особенности личности обучающихся,
так и особенности поведения в стрессовой ситуации, различные формы рискового поведения. Анализ результатов тестирования поможет организовать профилактические мероприятия для обеспечения психологического благополучия личности обучающихся, оказать им своевременную психолого-педагогическую помощь и поддержку

Портал "Растимдетей.рф"

  • В целях обеспечения широкого информационного сопровождения Мероприятия среди родительского сообщества в 2019 году создан и продолжает функционировать федеральный портал информационно-просветительской поддержки родителей «Растимдетей.рф», функционалом которого предусмотрено:
  • размещение информационной повестки по различным вопросам развития и образования детей, родительско-детских отношений и т.д.;
  • картирование организаций – участников реализации Мероприятия для быстрой навигации в поисках удобной для оказания консультационной помощи организации;
  • проведение содержательных мониторингов реализации Мероприятия среди организаций – участников посредством заполнения мониторинговых форм в их личных кабинетах.

Также портал обеспечивает возможность получения консультационной услуги в рамках реализации Мероприятия посредством направления обращения в письменном виде через форму обратной связи, предусмотренную порталом (https://растимдетей.рф/consultation).

Проект для родителей "Семья и школа"

Минпросвещения России, совместно с федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт изучения детства, семьи и воспитания» реализуется ряд просветительских проектов для родителей (законных представителей), которые направлены на их информирование об актуальных вопросах обучения и воспитания в различных форматах (текстовые, аудио и видеоформаты, обучающие марафоны).
С 2021 года возобновлен выпуск журнала «Семья и школа». Издание выходит в трех форматах: электронная версия (доступна на портале семьяишкола.рф), печатный выпуск, аудиожурнал.

Подготовлено электронное пособие
для родителей «От рождения до вуза: настольная книга ответственного родителя», в котором собраны актуальные статьи, темы, подборки, которые помогут родителям (законным представителям) в воспитании детей с учетом возрастных особенностей. Электронное пособие, в том числе, содержит материалы в области психологии, профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, семейного чтения, воспитания традиционных ценностей и многое другое. Материалы дополнены видео, подкастами, презентационными материалами и полезными памятками (активные ссылки в сборнике). 

Проводятся Всероссийские родительские онлайн-собрания для родителей обучающихся образовательных организаций, тематика которых формируется исходя из потребностей родителей (законных представителей) по результатам проводимых Институтом воспитания исследований и опросов.
.
На постоянной основе в эфир на радиостанции «Дача» выходит передача «Семья и школа» для родителей (законных представителей) на актуальные темы воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. 

"Комендантский час" для подростков

Закон Санкт‑Петербурга от 19.02.2014 №48-14 «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию несовершеннолетних в Санкт‑Петербурге и внесении изменений в закон Санкт‑Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт‑Петербурге»

Почему возникла необходимость принять такой закон?

Закон был принят в целях защиты детей от опасных ситуаций, в которые они могут попасть, находясь в ночное время на улице и в общественных местах без сопровождения взрослых.

Что такое «комендантский час»?

В Санкт‑Петербурге с 03.03.2014 года действует запрет прогулок по ночному городу для несовершеннолетних, то есть «комендантский час». Не допускается нахождение подростков в возрасте до 16 лет в ночное время с 22.00 до 06.00 часов в период с 1 сентября по 31 мая и с 23.00 до 06.00 часов в период с 1 июня по 31 августа без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих). Для подростков от 16 до 18 лет - с 23.00.

Подробнее...

Советы родителям

  1.  Разговаривайте со своим ребенком: если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга.
  2.  Умейте выслушать – внимательно, с пониманием, не перебивая и не настаивая на своем.
  3.  Рассказывайте им о себе. Пусть ваши дети знают, что вы готовы поделиться с ними, а не уходите в себя.
  4.  Будьте рядом: важно, чтобы дети понимали, что дверь к вам открыта, и всегда есть возможность побыть и поговорить с вами.
  5.  Будьте тверды и последовательны: не выставляйте условия, которые не можете выполнить. Ребенок должен знать, чего от вас ожидать.
  6. Старайтесь все делать вместе, планировать общие интересные дела: нужно как можно активнее развивать интересы ребенка, чтобы дать ему альтернативу, если ему вдруг предстоит делать выбор, где одним из предложенных вариантов будет сигарета, наркотик или предложение совершить противоправное деяние.
  7.  Общайтесь с его друзьями, подросток часто ведет себя тем или иным образом, находясь под влиянием окружения.
  8. Помните, что ребенок нуждается в вашей поддержке: помогите ему поверить и в свои силы.
  9. Показывайте пример: алкоголь, табак, медикаменты – их употребление привычно, хотя может вызывать проблемы (например, алкоголизм). Все эти вещества легальны, но то, как вы их употребляете, какое место они занимают в вашей жизни – пример для ваших детей. Не запугивайте, они могут перестать вам верить.
  10. Не оберегайте подростков излишне от семейных проблем, как психологических (даже если произошло несчастье, чья-то болезнь или уход из жизни, – это закаляет душу и делает ее более чуткой), так и материальных (это учит находить выход). Подростку необходимы положительные и отрицательные эмоции.
  11. Для успешного развития ребенка полезно изредка отказывать ему в чем-то, ограничивать его желания, тем самым подготавливая к преодолению подобных ситуаций в будущем. Именно умение справляться с неприятностями помогает подростку сформироваться как личности. Роль взрослого человека состоит, прежде всего, в том, чтобы помочь ребенку стать взрослым, то есть научить его противостоять действительности, а не убегать от нее. Отгораживая ребенка от реального мира, пусть даже с самыми благими намерениями, родители лишают его возможности приобрести жизненный опыт, найти свой путь.
  12. Нельзя в пылу нервного возбуждения давать волю чувствам, изливая их в оскорбительных эпитетах типа: бездельник, лодырь, хам, негодяй. Это отталкивает подростка, озлобляет его и еще более затрудняет процесс общения с ним.
  13. Разъясните своему сыну или дочери то, что с 14 и с 16 лет они несут административную и уголовную ответственность за совершенные правонарушения.

Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге

В своей деятельности Уполномоченный руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации", федеральными законами, Уставом Санкт-Петербурга, Законом Санкт-Петербурга от 09.06.2021 № 281-61 «Об Уполномоченном по правам ребенка в Санкт-Петербурге», другими законами Санкт-Петербурга.

Приоритетной задачей Уполномоченного является защита прав и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и иных категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге https://www.spbdeti.org/

Официальная группа ВКонтакте Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге Анны Владимировны Митяниной  https://vk.com/spbdeti_org



Роль педагогов в профилактической работе

  • Классные руководители составляют ежемесячные планы воспитательной работы
  • С целью охраны жизни и здоровья детей педагоги выполняют график дежурства по школе, формируют навыки положительных межличностных отношений среди одноклассников
  • Педагоги проводят классные часы по плану воспитательной работы с приглашением администрации ОУ, представителей субъектов профилактики, родителей с целью повышения правового самосознания  воспитанников ОУ.
  • Организуют работу по вовлечению трудных подростков в общественно – полезные дела школы, занятия в кружках, секциях, клубах.
  • Проводят классные родительские собрания, обеспечивают присутствие родителей.
  • Осуществляют контроль и учет посещаемости своего класса, выявляют причины отсутствия учащихся.
  • Организуют и проводят экскурсионные поездки в музеи, театры, памятные места Санкт-Петербурга.
  • Информируют родителей об успеваемости и посещаемости учащихся своего класса.
  • Взаимодействуют со специалистами ЦПМСС,  ПДН ОМВД, КЦСОН Курортного района Санкт - Петербурга

 Таким образом, классные руководители осуществляют профилактическую работу во взаимодействии с органами системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних. В учебно-воспитательном процессе педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход к каждому воспитаннику, учитывая их психологические особенности.

Профилактическая работа в ГБОУ СОШ №324

В школе создана система работы по профилактике правонарушений и преступлений среди учащихся, профилактики наркомании, зависимостей и формированию здорового образа жизни детей и подростков.

В процессе профилактической работы осуществляются следующие задачи.

  1. Формирование нравственных качеств личности учащихся.
  2. Воспитание доброжелательных межличностных отношений в разных видах детской деятельности.
  3. Осуществление диагностики социальной структуры семьи и раннее выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении.
  4. Коррекционно-педагогическая работа с детьми, состоящими на учете в ПДН ОМВД по Курортному району, на внутришкольном контроле, трудных детей и детей «группы риска» в учебно-воспитательном процессе. 
  5. Повышение ответственности родителей за воспитание детей.
  6. Организация досуга учащихся во внеурочное время в соответствии с интересами и творческими возможностями детей.
  7. Поощрение социально-полезной деятельности детей.

В процессе профилактической работы необходимо:

  1. уделить большее внимание повышению уровня правового сознания родителей и учащихся школы.
  2. коллективом ОУ использовать личностно-ориентированный подход в обучении;
  3. продолжать предупреждать и разрешать конфликтные ситуации как условие психологически комфортного обучения и воспитания учащихся.

Подробнее...

Родителям о профилактике правонарушений среди подростков

Воспитание подростков никогда не было легким делом. Кажется, что сегодня мир кружится быстрее и прежние масштабы воспитания не имеют никакого значения. Наше поколение молодежи находится в жестокой жизненной борьбе и большом душевном стрессе. Молодежь, не нашедшая себя в условиях нынешней реальности, утверждается не всегда законными средствами и способами. Это значит, что дети нуждаются в любви взрослых, больше, чем когда-либо!

Современная психологическая, педагогическая литература утверждает: в воспитании детей семью не заменит никто, особенно в раннем возрасте. Контакт с родителями необходим детям для их полноценного развития. Известный французский историк, поэт и государственный деятель Ламартин сказал: «Учитель разума – в школе, учитель души – в кругу семьи».
Насилие и преступность подростков – не абстрактные факты, а реальные судьбы конкретных мальчишек и девчонок, которые в детстве были в основном добрыми и сострадательными, а подрастая, превращались в маленьких садистов. Откуда же берётся в столь юных созданиях деформация нравственных ценностей и ориентиров, которая приводит их к совершению правонарушений и преступлений?

Подробнее...

Что делать в ситуации школьной травли?

Среди травмирующих переживаний, с которыми может столкнуться современный ребенок, особое место занимает буллинг. Школьная травля (буллинг - от англ. bullying, от bully — хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) — это систематическое психологическое или физическое агрессивное повеление группы лиц. Являющихся участниками образовательного процесса, в отношении одного или нескольких лиц.

Школьной травлей признаются, в частности:

  • бойкот (отказ группы лиц разговаривать, отвечать на вопросы, замечать, иным образом взаимодействовать с жертвой травли);
  • исключение из группы;
  • обращение группы к жертве травли (буллинга) с использованием оскорбительных прозвищ;
  • умышленное повреждение, похищение имущества жертвы травли группой лиц или одним лицом в результате сговора с группой лиц, независимо от материальной ценности этого имущества;
  • публичное обсуждение физических или интеллектуальных особенностей и недостатков жертвы травли;
  • распространение о жертве травли неблагоприятной (порочащей) информации (сведений);
  • кибербуллинг (травля с использованием глобальной сети Интернет);
  • любые иные формы систематического насилия группы лиц по отношению к жертве травли».

Подробнее...

Причины, по которым подростки чаще всего совершают правонарушения:

  1. Подростки без должного почтения относятся к закону.
  2. Из-за отсутствия контроля со стороны родителей, подросток часто совершает противоправные поступки: употребляет алкоголь, участвует в драках, оскорбляет окружающих.
  3. Зачастую, из-за отсутствия занятости молодых людей, противоправные действия совершаются от скуки и безделья.

Сами подростки так объясняют причины, подтолкнувшие их к противоправным действиям:

  • демонстративный протест против старших;
  • желание показать свою незаурядность;
  • любопытство, желание испытать неизведанное;
  • стремление забыться, отключиться от неприятностей;
  • поиск новых развлечений; - не отстать от компании.