Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) – это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15-ти лет. Проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Национальным центром проведения исследования PISA в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».

Примеры заданий

  1. Даны статьи о пользе и вреде коровьего молока. В задании предлагается определить, какой текст заслуживает большего доверия, а какой является рекламой, разобраться в том, достаточно ли информации по вопросу о пользе или вреде молока, сформулировать свое отношение к вопросу о том, стоит ли использовать в пищу молоко.
  2. Предлагается карта Антарктиды. Пользуясь масштабом, нужно определить, чему примерно равна площадь Антарктиды, сопоставить ее с размерами других государств.
  3. Необходимо дать заключение о возможности строительства гидроэлектростанции вблизи небольшого города, учитывая водные ресурсы региона, климат, розу ветров, особенности ландшафта, возможные риски для экологии.

Познакомиться с заданиями  помогут следующие материалы

  1. Примеры заданий в электронном формате
  2. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач
  3. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы)

Родителям

Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Комитет по образованию Санкт-Петербурга ведут изучение качества образования школьников.

Вы хорошо знаете, что школа постоянно контролирует уровень подготовки учеников по всем предметам, но важно также оценивать умения детей применять полученные знания на практике, в самостоятельной жизни. Одним из лучших исследований в этой области является «Международная программа по оценке образовательных достижений школьников» – PISA, оценивающее качество образования учеников 15-летнего возраста именно с точки зрения их готовности использовать полученные в школе знания на практике. Это массовое исследование, в последнем приняли участие школьники из 79 стран.

Задания PISA не похожи на стандартные школьные. Детям не нужно будет вставлять пропущенные буквы или определять части речи, исследовать функции или решать уравнения, применять формулы или воспроизводить законы. Им придется разобраться в том, стоит ли доверять информации из текста, что в тексте важно, а что просто является отвлекающим внимание фоном. Они должны будут рассчитать финансовые затраты на покупки или поездки и выбрать оптимальные варианты. Перед ними встанет необходимость разобраться в том, как объяснить происходящие явления.

Это все, конечно, потребует определенных предметных знаний, но эти знания нужно будет не пересказывать, не воспроизводить, а использовать.

Чтобы формулировки и структура заданий не были неожиданными для участников исследования, предлагаем познакомиться с примерами прошлых лет и попробовать выполнить их. Важно помнить, что все задания в ходе исследования выполняются в электронном формате. Попробуйте выполнить некоторые задания вместе с ребенком.

В октябре-ноябре текущего года в 14 субъектах Российской Федерации будет проведено исследование «Региональная оценка по модели PISA» и в 43 субъектах – «Общероссийская оценка по модели PISA». В исследовании будут участвовать 154 школы Санкт-Петербурга, в том числе ваша школа, в нем примут участие ученики, чей возраст составляет от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев. Исследование проводится в компьютерной форме. На выполнение заданий отводится 2 часа. После исследования ученикам будет предложена анкета, ответы на вопросы которой могут занять примерно 30 минут. Вопросы анкеты касаются отношения учащихся к школе, их понимания будущего (образование и карьера), осведомленности о глобальных проблемах, существующих в мире, и т. д.

Обучающимся

В этом году ты принимаешь участие в исследовании, которое проводится Министерством просвещения Российской Федерации и Комитетом по образованию Санкт-Петербурга. В нем будут участвовать 154 школы Санкт-Петербурга, в том числе твоя школа.

Это исследование особенное. Оно не контролирует знания. Тебе будут предложены конкретные ситуации – и потребуется в них разобраться, опираясь на знания в области русского языка, математики, физики, химии, биологии, географии. Но пересказывать то, что ты знаешь, не придется. Придется знания использовать. Для тебя это скорее всего не очень привычно. Ведь школа постоянно контролирует, как ученики усваивают предметные знания. Но, к сожалению, совсем не всегда оценивается то, понимают ли ученики, что с этими знаниями делать, как их применять на практике.

Можно вызубрить формулы сокращенного умножения, но не уметь оценить выгодность тарифа мобильной связи. Можно знать части речи и члены предложения, но не уметь понять содержание текста, разобраться в том, можно ли доверять информации, которая в нем представлена. Можно знать климатические зоны, но не понимать, как климат влияет на решение экономических задач.

Работа с образцами заданий поможет тебе лучше справиться с исследованием.

Эти задания сформулированы по образцу заданий «Международной программы по оценке образовательных достижений школьников», в которой принимают участие 15-летние школьники из 79 стран. Проводится оно уже 20 лет. Это означает, что можно сопоставить результаты твоей школы с результатами школ в других странах мира.

Исследование включает тестирование и анкетирование. На тестирование отводится 2 часа, на анкетирование — 30 минут. Все проходит в компьютерной форме. Чтобы результаты школы были признаны надежными, участникам исследования нужно выполнить как можно больше заданий и ответить на все вопросы анкеты (это вопросы об отношении к школе, к учебе, о планах на будущее, о глобальных проблемах, существующих в мире, и т. д.)

 

Результаты PISA

В 2020 году обучающиеся 9-10 классов (выборка) приняли участие в междуна родном исследовании PISA, показав высокие результаты по всем направлениям исследования. Средний балл значительно выше общероссийского по всем направлениям исследования. По читательской и математической также значительно выше международного и незначительно выше по естественнонаучной грамотности.  международного по читательской и математической грамотности и на уровне общероссийского по естественноматематической грамотности.

Подробнее...