Учебный план общеобразовательной организации (далее –Учебный план) – это её основной документ, который определяет:

  • продолжительность обучения (в учебных годах): общая и по каждому из его уровней обучения;
  • перечень учебных предметов, обязательных для изучения на каждом уровне обучения;
  • распределение учебного времени между отдельными предметными областями и учебными предметами;
  • распределение учебного времени между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательного процесса;
  • максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся.

Учебный план разрабатывается организацией самостоятельно, принимается и утверждается в соответствии с порядком, определяемым её уставом.

Учебный план реализуется посредством расписания и является обязательным документом. Организация несет ответственность за исполнение Учебного плана в полном объеме и качественно.

Как формируется учебный план школы 

Учебные предметы (предметные области) в Учебном плане делятся на обязательные (инвариантная часть) и предметы, определяемые организацией самостоятельно (часть, формируемая участниками образовательных отношений для ФГОС). Перечень обязательных предметов (предметных областей) обеспечивает единство образовательного пространства. Освоив обязательные предметы, обучающийся должен получить объем знаний, предусмотренный госстандартом на базовом уровне.

В Учебном плане наряду с указанием недельной сетки часов, указано общее годовое количество часов на изучение предметов по уровням обучения. Это позволяет более гибко выстраивать учебный процесс, перераспределяя нагрузку в течение учебного года, используя модульный принцип обучения, т.е. конструировать учебный план на принципах дифференциации и вариативности.

В учебном плане соблюдены нормы максимально допустимой нагрузки школьников.

Организацией в рамках Учебного плана осуществляется внеурочная деятельность по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное. Занятия могут проводиться в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, студий, интеллектуальных игр, соревнований, организации проектной деятельности, поисковых маршрутов и т.д. и не только учителями организации, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

Кроме того, сверх Учебного плана организация может предлагать обучающимся набор дополнительных образовательных услуг, в т.ч. платных. Выбор дополнительных образовательных услуг, в т.ч. платных, является добровольным.

Часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, набор дополнительных образовательных услуг, профилей обучения, направлений внеурочной деятельности — определяют индивидуальность образовательной организации, её конкурентоспособность, а обучающимся — позволяют сформировать индивидуальную образовательную траекторию.