Советы психолога 

  • Если ребёнок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
  • Когда вы говорите о своих чувствах ребёнку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своём переживании, а не о нём, не о его поведении.
  • Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребёнка.

Лучший способ оттолкнуть ребёнка и «помочь» ему разувериться в себе - это.

Приказы, команды 

  • «Сейчас же перестань!».
  • «Быстро убери всё!».
  • «Замолчи, чтобы больше я этого не слышал!».

 В этих категоричных фразах ребёнок слышит нежелание родителей вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к его самостоятельности. В ответ дети обычно сопротивляются, «бурчат», обижаются, упрямятся.

Предупреждения, предостережения, угрозы 

  • «Смотри, как бы не стало хуже».
  • «Ещё раз это повторится, и я возьмусь за ремень».
  • «Не придёшь вовремя, пеняй на себя».

 Угрозы бессмысленны, если у ребёнка неприятное переживание. Они лишь загоняют его в ещё больший тупик.

При частом повторении угроз, предупреждений, дети к ним привыкают и перестают на них реагировать.

Мораль, нравоучения, проповеди 

  • «Ты обязан вести себя как подобает».
  • «Ты должен уважать взрослых», и т. д. 

Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового. Ничего не меняется от того, что они слышат это в «сто первый раз». Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще всего всё вместе взятое. Дело в том, что моральные устои и нравственное поведение воспитываются в детях не столько словами, сколько атмосферой в доме, через подражание поведению взрослых, прежде всего родителей.

Советы, готовые решения 

  • «А ты возьми и скажи…».
  • «Я бы на твоём месте…».
  • «По-моему, тебе нужно пойти и извиниться» и т. д.

 Каждый раз, советуя что-либо ребёнку, мы как бы сообщаем ему, что он ещё мал и неопытен, а мы умнее его и наперёд всё знаем. Иногда такая позиция родителей раздражает детей и не оставляет желания рассказать больше о своей проблеме.

Критика, выговоры, обвинения 

  • «На что это похоже!».
  • «Опять всё сделала не так!».
  • «Всё из-за тебя!» и т.д. 

Никакой воспитательной роли такие фразы сыграть не могут. Они вызывают у детей либо активную защиту: ответное нападение, отрицание, озлобление; либо уныние, подавленность. Разочарование в себе и в своих отношениях с родителями. У ребёнка формируется низкая самооценка: он начинает думать, что он и в самом деле плохой, безнадёжный, неудачник. А низкая самооценка порождает новые проблемы.

Обзывание, высмеивание 

  • «Не будь лапшой».
  • «Какой же ты лентяй».
  • «Ну, просто дубина!» и т. д.