Чтобы знать объективную оценку качества учебного процесса, а следовательно, оптимально управлять им, необходимо иметь возможность объективного и точного измерения главного "продукта" любого образовательного учреждения — знания. Эти знания должны быть измерены, при этом измерять необходимо не те знания, которые даются, а те, которые усваивает ученик. На сегодняшний день используется внешняя независимая оценка знаний ЕГЭ и ГИА.

С 2004 года в своей работе я использую учебно – методический комплекс, состоящий из сборников тематических и итоговых тестов и контрольных работ, вышедших в издательстве МФТИ и издательстве Пермского Университета. Одним из авторов этого комплекса и идейным вдохновителем является Иванов Анатолий Прокопьевич кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой высшей математики Пермского филиала государственного университета «Высшая школа экономики». Одновременно работает учителем математики в классах экономико –математического и экономического профилей лицеев г. Перми.

   

 .Использование тестов в обучении является одним из рациональных дополнений к методам проверки знаний, умений и навыков учащихся, оптимально соответствующих полной самостоятельности в работе каждого ученика. Это одно из средств индивидуализации в учебном процессе, так как учитывает те психологические особенности учащихся, которые мешают их успешной деятельности. 

Мной апробирована технология обучения, обусловливающая усвоение системообразующих знаний. Технология обработки реализуется как в ручном варианте, так и в компьютерном, после считывания со специально разработанных бланков тестирования. Эта технология обеспечивает эффективную обратную связь в цепочке участников образовательного процесса "учитель-ученик-родители", что позволяет не только своевременно выявлять пробелы в знаниях, но и предупреждать их путём специально сгенерированных тестов.

Таким образом, я использую высокотехнологичную систему диагностирования уровня знаний, позволяющую учителю выдать информацию каждому ученику (и его родителям) о его собственных "провальных" заданиях и, следовательно, индивидуализировать процесс обучения. Для осуществления самоконтроля усвоения знаний использовальзую программу "Компьютерный тренинг", записанную на компакт-диске. С помощью этой программы ученики имеют возможность проводить самотестирование по тематическим и автоматически генерируемым итоговым тестам разного уровня сложности.

Весь процесс тестирования хронометрируется и на печать выдаются 3 отчёта:

  1. распечатываются неверно решённые задания;
  2. последовательность и время выполнения тестовых заданий;;
  3. 5-балльные оценки усвоения 5 основных тем.;

Элементы технологии тестирования я использую при подготовке к ЕГЭ и ГИА.

Реализация принципа системности знаний с помощью тестовых технологий

В чём же суть этой почти всемогущей технологии? Её суть заключается в психологически правильной последовательности распределения материала, способов и приёмов обучения; последовательности настолько логичной и твёрдой, что всё обучение получает вид механизма

Учить наизусть недостаточно: нужно непременно понимать заучиваемое, нужно усваивать в системе, по порядку, так, чтобы ум обогащался стройными рядами представлений. Чем больше будет таких стройных систематических знаний у ученика, чем они будут разнообразнее, тем лучше.

Знания, конечно, ценны, но ещё ценнее умение, искусство. Ум выше знаний, так как, владея умом, всегда можно приобрести знания, а владея знаниями, не всегда приобретёшь ум. Таким образом, проявились два понимания внутренней стороны образовательного процесса: оно заключается или в развитии способностей, или в материальном развитии, в приобретении систематических знаний. Самое важное приобретение учащихся — умение правильно мыслить и говорить, умение учиться.

Известна поговорка "Повторение — мать учения". Повторение, систематизируя знания, обеспечивает учащимся настрой на успешность. В основу систематизации можно положить представление Я.А. Коменского о трёх уровнях обучения: сначала должна работать мысль; потом — память, затем — руки, по современному — это три уровня: понимание, усвоение и применение.

 Основной подход к работе по созданию системы математических знаний (известная педагогическая истина: когда я слушаю -забываю, когда вижу - запоминаю, когда я делаю - понимаю).

 Обязательно должно использоваться повторение, которое обеспечивает перевод информации из кратковременного хранилища в долговременное, но здесь возникает две проблемы. Первая из них состоит в том, что обилие неупорядоченной информации в долговременном хранилище не позволяет её быстро извлекать. Поэтому она должна быть систематизирована ("разложена по полочкам").

Это решается при проведении тематического, систематизирующего повторения. Вторая проблема состоит в сохранении информации в долговременном хранилище, в профилактике забывания.

Тут можно организовать итоговое повторение — либо в конце учебного года, либо равномерно распределить его во времени, периодически повторяя в течение года наиболее трудные вопросы.

Использование тестов фактически реализует "крупноблочное" изучение материала, которое является одним из основных методов интенсивного обучения математике.

  1. Изучение каждой темы начинается с лекции, на которой излагается теоретический материал всего большого параграфа, раздела или его логически завершенной части, что способствует целостному восприятию учащимися всей темы. Кроме этого лекционный материал включает примеры, 'которые иллюстрируют применение изучаемого правила либо свойства в конкретном случае.
  2. На следующем после лекции уроке проводится обязательный опрос всех учащихся по теоретическому материалу; причем форма опроса такая, при которой каждый ученик отвечает устно, без предварительных записей на листочке или доске лишь параллельно сопровождая свой ответ нужными письменными выкладками. Это практически исключает списывание, развивает математическую речь, память, логическое мышление, способствует прочному усвоению знаний, на основе которых впоследствии формируется умение решать задачи.
  3. После лекции и опроса все оставшиеся уроки - это практикум по решению задач. Опыт работы показывает, что при таком подходе к изучению математики учащиеся с большим интересом решают задачи, причем на решение каждой из них уходит гораздо меньше времени, чем при обычной системе.
  4. В результате увеличивается количество решенных задач, а сам процесс решения носит творческий характер — ведь надо не просто применить теорему или свойство, а сначала найти нужное теоретическое обоснование, имея для этого целый комплекс знаний по теме. При таком методе в каждой теме высвобождается время, которое можно использовать или на решение дополнительных задач, или для углубленного изучения математики.
  5. В конце темы проводится обобщающий тест. После обобщающего теста или до него (в зависимости от содержания) проводится письменная контрольная работа (чаще всего сначала проводится многовариантная домашняя контрольная работа, а затем после работы над ошибками — классная контрольная работа).
  6. В конце четверти или полугодия проводятся рубежные тесты и контрольные работы, а в конце учебного года — итог экзамен и письменную контрольную работу. Это позволяет повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся, также способствует осмыслению изученного в течение года на новом качественном уровне.

 

Итак, крупноблочное изучение учебного материала имеет следующие преимущества:

  1. у учащихся формируется целостное восприятие каждой темы, в процессе изучения которой их знания уточняются, углубляются и расширяются;
  2. при решении упражнений и задач осуществляется творческий подход к применению полученных знаний на практике;
  3. исключается неподготовленность учащихся к решению задач, так как теоретические знания каждого предварительно проверены;
  4. освобождается достаточно времени для формирования умения решать задачи, а в результате большого числа тренировочных упражнений формируются прочные умения и навыки;
  5. этот метод позволяет интенсивно изучать курс математики, углублять и расширять программу по предмету.

     

       

    Тесты есть средство индивидуализации обучения.

Знакомая картина: на уроке активно работают 5-10 человек или потому, что урок им действительно интересен, или же потому, что учитель их вытягивает «за ушко да на солнышко». Остальные ученики фактически отсутствуют. Обсуждаемый материал на них навевает тоску или даже внушает страх, они не в состоянии следить за логической цепью фактов, доказательств. Может быть, день или два назад, они что-то не усвоили, не поняли. Дальше - больше: ученики начинают не просто не понимать того, о чем идет речь в классе, но и бояться, а потом и ненавидеть и саму науку, и учителя.

Что же делать учителю, чтобы следить за успехами и неудачами всех -всех! - своих питомцев, если в классе 20-30 человек? Может ли учитель на каждом уроке общаться с каждым учеником ?

 Использование тестов представляет собой по сути технологию индивидуального обучения.

Учебно-методическое оснащение этой технологии состоит из:

  1. учебников или пособий с теорией и образцами решения задач
  2. тематических тестов для пооперационной фронтальной оперативной проверки
  3. многовариантных контрольных работ .

 Основные общие принципы тест-технологии обучения математике

Представленная технология обучения систематизирует знания с использованием тестов различного назначения, и прежде всего диагностического, что обеспечивает самую эффективную обратную связь системы "учитель-ученик" и позволяет оптимальным образом достигать поставленной учебной цели.

Систематизация знаний с помощью тестов и использования рейтинговой системы обеспечивает самую объектную обратную связь, а значит обеспечивает главнейший аспект учёта индивидуальных особенностей учащихся в организации учебного процесса — это индивидуализация содержания образования в соответствии с возможностями ученика.

Действительно, получив самые подробные результаты обработки теста, учитель и ученик видят какие ошибки они допустили, наглядно выявляются системные ошибки каждого ученика, анализируя результаты диагностического теста, учащийся самостоятельно обнаруживает свои промахи из-за незнания всех тонкостей методов решения, понятий и умений.

Очевидно, что при разрешении проблемы индивидуализации обучения создаются оптимальные условия для реализации в учебном процессе потенциальных возможностей каждого ученика и ликвидируются трагические ситуации в учебном процессе. Опыт работы подтверждает , что выпускники физико-математических классов 1999-2011 годов выпусков в качестве основной профессии выбрали экономическое образование, математические методы в экономике, техническое образование, механико-математический факультет (специальности "математика" и "прикладная математика", а также академическое физическое образование).

Можно утверждать, что это есть результат используемой технологии обучения, стержнем которой является систематизация знаний с использованием специально созданного учебно-методического комплекса, основанного на управлении качеством обучения, использовании различных диагностических, тематических, рубежных и итоговых тестов и контрольных работ. Для совершенствования учебного процесса, а это основная задача, стоящая перед учителями и педагогической наукой, необходимо четко представлять, что и как усваивают школьники, т.е. важно получить обратную связь по всем основным вопросам программы от всех учащихся. Это позволит выявить, что более доступно пониманию учащихся, что менее доступно, какие недочеты допущены в определении содержания и в обучении и как наиболее правильно организовать процесс формирования понятий, а это, в свою очередь, необходимо для руководства учебным процессом.

Выводы:

  • тестирование является практическим средством реализации одного из важнейших принципов обучения — принципа системности;
  • тестирование является эффективным средством управления качеством обучения;
  • диагностическая функция тестирования является способом достижения указанных выше целей и средством управления познавательной деятельностью учащихся;
  • использование тестов позволяет реализовать мотивационный программно-целевой подход к исследованию и моделированию обеспечения процесса самоопределения старшеклассников в системе "школа-вуз";
  • программа и технология обработки результатов тестирования и оптимальная форма представления отчётности, доступная понимаю всех участников образовательного процесса;
  • программа "Компьютерный тренинг" по математике для самоконтроля усвоения знаний, позволяет иметь полную временную развёртку всего процесса тестирования каждого ученика.

Результаты работы:

  • повысился уровень системности знаний учащихся профильных классов и классов с углублённым изучением математики;
  • учащиеся овладели навыками работы с тестами (в ручном и компьютерном вариантах)
  • развивается познавательная самостоятельная деятельность учащихся;
  • обработка и анализ результатов тестирования обеспечивают быструю и качественную обратную связь;
  • получены критерии оценивания результатов тестирования для различных групп учащихся (в зависимости от профиля класса);
  • при регулярном тестировании вырабатывается шкала успехов и осуществляется подготовка к ЕГЭ и ГИА.